— А почему вы выбрали именно дерево?
— Для меня дерево — символ жизни. Собственно, с обработки дерева началась деятельность людей, по сути, человеческая история. Дерево воспевают в стихах, о нем поют песни, пишут картины. Об этом можно говорить долго. Кстати, недавно я закончил рукопись «резьба по дереву», в которой изложен исчерпывающий материал…
«Я ДО СИХ ПОР ПОМНЮ ЗАПАХ ХВОИ…»
В предыдущем выпуске страницы «Дом, хозяйство и мы» читателям была представлена биографическая справка художника по дереву И.Д. Соколова, рассказать подробнее о котором мы пообещали, что и делаем.
Наше знакомство с художником состоялось заочным путем. Как-то его заинтересовала одна из публикаций, помещенных в «ДХиМ», и он откликнулся на нее, позвонив в редакцию. Больше того, сказал, что он занимается резьбой по дереву. Иван Дмитриевич не раз бывал у нас в редакции. Мы говорили о его творчестве. Так завязалось знакомство с ним.
При первом же разговоре я задал ему традиционный в таких случаях вопрос: с чего все начиналось?
— Все начиналось со школы, с уроков труда, — начал он. — Мы учились изготавливать полки, стулья. Я до сих пор помню запах хвои и красивую природную текстуру дерева. Меня тянуло в мастерскую, которую начал посещать на уроках. А после окончания школы поехал в Одессу учиться на краснодеревщика. Там впервые увидел художественную резьбу по дереву. Это как любовь с первого взгляда: пришел, увидел и попал.
— А почему вы выбрали именно дерево?
— Для меня дерево — символ жизни. Собственно, с обработки дерева началась деятельность людей, по сути, человеческая история. Дерево воспевают в стихах, о нем поют песни, пишут картины. Об этом можно говорить долго. Кстати, недавно я закончил рукопись «резьба по дереву», в которой изложен исчерпывающий материал…
— Что будете делать с этим материалом? Выпустите книгу, как пособие для начинающих заниматься резьбой по дереву?
— Постараюсь, чтобы рукопись была опубликована отдельным изданием. Кто-то использует его как учебное пособие, а кому-то книга будет полезна в качестве дополнительного материала по народному творчеству.
Работы И.Д. Соколова, если рассматривать их внимательно, вдумчиво, с размышлением, привлекают внимание художественным мастерством, оригинальностью и каким-то местным что ли колоритом. Ведь есть у него работы, посвященные Бессарабскому краю, его истории, культуре. Сама художественная резьба, по утверждению мастера, обладает разнообразностью техник и технологий. Не нарушая художественные каноны, она позволяет в плоскости, рельефе, скульптуре, прикладных изделиях передать не только копию действительности, но и натуральные природные формы и образы. Каждое изделие требует свой образ, свой стиль, свою технологию. Гравюра просится на фанеру, пластика — на рельеф древесины, шкатулка — на тактонику (конструкция и орнамент должны быть едины), коряга — на единственное прикосновение резца. Каждому — свое. Чтобы все было ладно, с художественным вкусом, надо увидеть, услышать, почувствовать. Когда ученик доходит, как говорится, до творческого совершенства, он сам становится учителем.
Творчеством мастера можно наслаждаться не только у него дома в приватной экспозиции, но и далеко за пределами Рени, к примеру, в России, Турции и других странах.
Что до приватной экспозиции, то она появилась, благодаря его сыну Александру, который инициировал создание коллекции резных панно и изделий, и который, по словам Ивана Дмитриевича, иногда тоже работает над ними.
Я не мог не спросить И.Д. Соколова, что он думает о существующем в мире мнении, что, работы говорят о себе значительно больше, чем вложено в них замысла самим художником. На это он с улыбкой ответил:
— Я бы сказал так: сама работа раскрывает гораздо больше, чем задумано художником. Его замысел как бы материализуется в изделие, которое он создает. У меня при творческом вдохновении возникает какая-то мысль. Она существует только для меня, а когда я делаю уже реальную работу, эта мысль, точнее замысел, затем при демонстрации работы видит каждый. И когда ее рассматривает, находит что-то свое, особенное, значимое. Вот почему работа говорит за себя больше, чем хотел бы что-то выразить в ней художник. И это нормальное явление.
А. Г. Добрянский
«Ренийский вестник» от 09.12.2011 г.
Художник по дереву Иван Соколов.
СМОТРЕТЬ ФОТО.
Комментариев нет