«Я ДО СИХ ПОР ПОМНЮ ЗАПАХ ХВОИ»

12.09.2015

— А почему вы выбрали именно дерево?

Для меня дерево — символ жизни. Собственно, с обработки дерева началась деятельность лю­дей, по сути, человеческая история. Дерево воспевают в стихах, о нем поют песни, пишут картины. Об этом можно говорить долго. Кста­ти, недавно я закончил рукопись «резьба по дереву», в которой из­ложен исчерпывающий материал…

«Я ДО СИХ ПОР ПОМНЮ ЗАПАХ ХВОИ…»

В предыдущем выпуске страницы «Дом, хозяйство и мы» читателям была представлена биографическая справка ху­дожника по дереву И.Д. Соколова, рассказать подробнее о котором мы пообещали, что и делаем.

Наше знакомство с художником состоялось заочным путем. Как-то его заинтересовала одна из публи­каций, помещенных в «ДХиМ», и он откликнулся на нее, позвонив в ре­дакцию. Больше того, сказал, что он занимается резьбой по дереву. Иван Дмитриевич не раз бывал у нас в редакции. Мы говорили о его творчестве. Так завязалось знако­мство с ним.

При первом же разговоре я задал ему традиционный в таких случаях вопрос: с чего все начиналось?

— Все начиналось со школы, с уроков труда, — начал он. — Мы учились изготавливать полки, стулья. Я до сих пор помню запах хвои и красивую природную тексту­ру дерева. Меня тянуло в мастерс­кую, которую начал посещать на уроках. А после окончания школы поехал в Одессу учиться на красно­деревщика. Там впервые увидел художественную резьбу по дереву. Это как любовь с первого взгляда: пришел, увидел и попал.

— А почему вы выбрали именно дерево?

— Для меня дерево — символ жизни. Собственно, с обработки дерева началась деятельность лю­дей, по сути, человеческая история. Дерево воспевают в стихах, о нем поют песни, пишут картины. Об этом можно говорить долго. Кста­ти, недавно я закончил рукопись «резьба по дереву», в которой из­ложен исчерпывающий материал…

— Что будете делать с этим мате­риалом? Выпустите книгу, как по­собие для начинающих заниматься резьбой по дереву?

—  Постараюсь, чтобы рукопись была опубликована отдельным изданием. Кто-то использует его как учебное пособие, а кому-то книга будет полезна в качестве дополни­тельного материала по народному творчеству.

Работы И.Д. Соколова, если рассматривать их внимательно, вдумчиво, с размышлением, привлекают внимание художест­венным мастерством, оригиналь­ностью и каким-то местным что ли колоритом. Ведь есть у него рабо­ты, посвященные Бессарабскому краю, его истории, культуре. Сама художественная резьба, по утве­рждению мастера, обладает раз­нообразностью техник и техноло­гий. Не нарушая художественные каноны, она позволяет в плоскос­ти, рельефе, скульптуре, приклад­ных изделиях передать не только копию действительности, но и на­туральные природные формы и образы. Каждое изделие требует свой образ, свой стиль, свою тех­нологию. Гравюра просится на фанеру, пластика — на рельеф древесины, шкатулка — на тактонику (конструкция и орнамент должны быть едины), коряга — на единственное прикосновение резца. Каждому — свое. Чтобы все было ладно, с художествен­ным вкусом, надо увидеть, услы­шать, почувствовать. Когда ученик доходит, как говорится, до творческого совершенства, он сам стано­вится учителем.

Творчеством мастера можно наслаждаться не только у него до­ма в приватной экспозиции, но и далеко за пределами Рени, к при­меру, в России, Турции и других странах.

Что до приватной экспозиции, то она появилась, бла­годаря его сыну Александру, который инициировал создание кол­лекции резных панно и изделий, и который, по словам Ивана Дмитри­евича, иногда тоже работает над ними.

Я не мог не спросить И.Д. Соколова, что он думает о сущест­вующем в мире мнении, что, работы  говорят о себе значительно больше, чем вложено в них за­мысла самим художником. На это он с улыбкой ответил:

— Я бы сказал так: сама работа раскрывает гораздо больше, чем задумано художником. Его замысел  как бы материализуется в изделие, которое он создает. У меня при творческом вдохно­вении возникает какая-то мысль. Она существует только для меня, а когда я делаю уже реальную рабо­ту, эта мысль, точнее замысел, за­тем при демонстрации работы ви­дит каждый. И когда ее рассматривает, находит что-то свое, особенное, значимое. Вот почему работа говорит за се­бя больше, чем хотел бы что-то вы­разить в ней художник. И это нор­мальное явление.

А. Г. Добрянский

«Ренийский вестник»  от 09.12.2011 г.

 

Художник по дереву Иван Соколов.


 СМОТРЕТЬ ФОТО.

 

  Предыдущая страница

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *